3 класс



Задание от 15 октября

 Пейзаж в музыке.
 

А. П. Бородин. Музыкальная картина «В Средней Азии»

 

Пейзажем в искусстве называют изображение природы. Прекрасные карти­ны природы созданы многими художниками, поэтами, писателями и музыкан­тами. Изображая природу, композиторы передают не столько внешнюю види­мость картин природы, сколько переживания, настроения, чувства человека. Об этом кратко и точно сказал русский композитор А. К. Лядов: «песни, они из природы, но в них чувства человека, а не природа, становящаяся музыкой».

Поэтичную картину природы создал А. П. Бородин в произведении для ор­кестра - «В Средней Азии». 

 

А.П.Бородин

Композитор написал и литературный рассказ о содер­жании этой музыки. В нем он описал жаркую песчаную степь, по которой идет караван. Медленно бредут тяжело нагруженные верблюды и кони. От нападения разбойников караван охраняют русские войска. Слышатся мирные напевы - рус­ские и восточные. Они долго звучат, сливаясь вместе и, наконец, замирают вдали.

А. П. Бородин. Музыкальная картина «В Средней Азии»

 

Музыка точно следует за литературным описанием. Образ бескрайней пус­тынной степи дан в начале произведения - во вступлении. Медленное движе­ние каравана передано октавными ходами у низких струнных инструментов, играющих их отрывисто, щипком, а не смычком - пиццикато.

Основная часть этой музыкальной картины развивает две песенные темы: русскую и восточную. Русская тема звучит широко и спокойно, в мажоре. Восточная тема сочетает в себе песенные и танцевальные черты. У нее сложный ритмический рисунок, напоминающий восточные напевы. Аккомпанементом к этой теме служит ритмическое остинато в басу. Обе темы звучат то по от­дельности, то сочетаются вместе.

Движение каравана передано изменением громкости (динамики) и факту­ры. Сначала темы звучат тихо, как бы издалека. Затем звучность нарастает - караван приближается. И заканчивается произведение снова тихой звучностью - караван «удаляется». Прозрачная оркестровка вначале произведения сменяется плотным звучанием по мере приближения каравана. Это произведение ком­позитор посвятил великому пианисту-виртуозу и композитору Ференцу Листу.

 

СЛОВАРЬ.

ПЕЙЗАЖ - изображение картин природы в произведении искусства.

ПИЦЦИКАТО (итал. - щипать) - прием игры на струнных инструмен­тах, при котором исполнитель играет не смычком, а пальцами, защипывая стру­ны. При этом звук становится легким и отрывистым.

ДИНАМИКА - громкость звука.

ФАКТУРА - музыкальная ткань, которая складывается из мелодии, акком­панемента, баса, средних голосов, ритма, тембра музыкальных инструментов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое пейзаж в живописи, литературе? Что передает пейзаж в музыке?

2.  Кто автор музыкальной картины «В Средней Азии»? О чем рассказыва­ется в литературном сюжете к ней? Кто его написал?

3.   Как передано в музыке движение каравана?

4.   Как изображены в музыке русский и восточный народы?

5.   Передано ли движение каравана в музыке? Какими средствами?

6.   Кому посвящена эта музыкальная картина?

 
 
 
 Задание от 17 сентября

Продолжаем знакомиться с музыкой балета П.И.Чайковского "Щелкунчик".



Действие II


    Действие балета происходит в волшебном царстве сластей, дворце Конфитюренбурге. 
 /«Конфитюр» - разновидность варенья из плодов и сахара в виде желе; «бург» - зАмок, крепость (с немецкого)/.
Щелкунчик и Маша прибывают на бал, где хозяйка бала - Фея Драже в сопровождении свиты торжественно их встречает.



Принц знакомит всех со своей спутницей и рассказывает о чудесном спасении. Фанфары возвещают о начале торжества, а распорядитель приглашает принять участие в празднике. Начинается праздник. Появляется стол  с роскошными яствами. Сладкие игрушки - шоколад, кофе, чай, леденцы, паяцы и пастушки, цветы - оживают и  танцуют. 


Дивертисмент II акта включает в себя различные танцы: 

 -   Шоколад (блестящий испанский),
 -   Кофе (изысканный и томный восточный арабский танец)
-    Чай (ярко характерный, насыщенный комическими эффектами
      китайский танец)
-    Трепак (живой, в народном духе, русский танец трепак ; карамельная
     трость)
-    Танец пастушков (изящно стилизованный  датский, марципан) и другие очаровательные номера.



Дивертисме́нт (от франц.-«увеселение», «развлечение» ) — так называется ряд концертных номеров, составляющих особую — увеселительную — программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту


 Звучит испанский танец «Шоколад»: 
 

         Написан танец в двухчастной форме. Тема первой части танца звучит празднично и ярко. Её исполняет труба на фоне дробного оркестрового аккомпанемента. Во второй части появляется нежная и грациозная мелодия. Её исполняют скрипки, а аккомпанируют им в чётком ритме кастаньеты.

Арабский  танец – «Кофе»: 

Музыка звучит неторопливо, плавно и завораживающе. Напевно исполняют мелодию скрипки. Очень душевно «поют» параллельные терции в верхнем голосе. Звучит эта красивая мелодия на фоне однообразного аккомпанемента. Интервалы квинт и кварт создают пустоту, которая напоминает арабские пустыни. В конце фраз тихо слышен музыкальный инструмент бубен, который часто применяют в качестве аккомпанемента во время исполнения восточного танца. Выдержана пьеса в одном характере, контрастных эпизодов здесь нет.

 Китайский танец – «Чай»:

   Этот танец по характеру смешной, причудливый, комичный, очень живой и активный. Танцоры, как заводные куклы, всё время подпрыгивают. Кружатся, переворачиваются. Их движения чёткие и острые. Мелодия звучит у флейты в очень высоком регистре. Стремительные взлёты, неожиданные скачки делают её рисунок причудливым. А аккомпанируют свистящей флейте два топочущихся на месте фагота. Они звучат в низком регистре. Такое контрастное сопоставление регистров и тембров придаёт музыке комический, игрушечный эффект.

 Русский танец – «Трепак» (карамельная трость).

Самый быстрый по темпу и удалой по характеру народный танец. Он исполняется ярким звучанием всех инструментов (тутти). Очень лихие и активные прыжки и притоптывания переданы в музыке внезапным громким подчёркиванием аккордов (сфорцандо).

Датский танец– «Танец пастушков» (марципан).

Танец пастушков  - один из самых изящных и грациозных номеров дивертисмента. Звучит в спокойном темпе и в умеренной звучности. Движения танцоров отличаются гибкостью и пластичностью. Написан танец в трёхчастной форме.  По замыслу Петипа (балетмейстера), пастушки, а их трое, танцуют, «играя» на дудочках, сделанных из камыша.
   Основная тема танца звучит в ре - мажоре и имеет аккордовое изложение. Мелодия по характеру нежная и изящная. Такое ощущение складывается потому, что её исполняют мягко и светло три флейты. В середине пьесы появляется новая тема, которая звучит в тональности фа - диез минор. Её исполняют две трубы в терцию шестнадцатыми нотами легко и непрерывно.
   В репризе возвращается первая часть, то есть звучит тема, с которой начинался танец.

Вершина дивертисмента — знаменитый Вальс цветов с его разнообразием мелодий, симфоническим развитием, пышностью и торжественностью.

«Вальс цветов»

Вальс цветов
    Этот яркий, запоминающийся танец завершает дивертисмент. Он принадлежит к лучшим вальсам Чайковского. Вступление звучит торжественно с виртуозной каденцией. Начинается танец тихо у валторн,  но сразу же ощущается торжественно- праздничный характер этой главной темы. Её продолжают ряд гибких и широких по дыханию мелодий в исполнении чередующихся солирующих инструментов и групп оркестра. Одна тема красивее другой. Словно утопаешь в море мелодий. Постоянно происходит смена эмоций, несмотря на то, что все темы звучат в мажоре, кроме одной. 
   В самом центре вальса появляется взволнованная, патетическая си - минорная тема в исполнении виолончелей и альтов. Она врывается неожиданно, словно вихрь - как воспоминание о недавно пережитых волнениях. Во время звучания этой темы постоянно присутствует напряжение, мелодия наполняется речитативными фразами, особенно в конце. Она остаётся как бы недосказанной, и «успокаивается» возвращением первой темы. Форма вальса трёхчастная (в зеркальном отражении): Вступление -А - В - С - В - А - кода.
  
Адажио

Адажио  в балете - это па - де - де (танец для двоих), которое по традиции исполняют главные герои. Знаменитое Адажио в оригинале танцуют не главная героиня и Принц, как можно подумать, а Фея Драже и принц Оршад, которого уже на премьере переименовали в принца Коклюша (в переводе с французского — «любимчик»). Этот номер является кульминацией всего балета. Он звучит как торжественный гимн добру, красоте и любви.  Волнообразные переливающиеся арпеджио арф сопровождают мелодию виолончелей. Она звучит необычайно радостно и вдохновенно.
   В среднем разделе адажио - светлая прозрачная лирическая мелодия, которую исполняет солирующий гобой, а затем - кларнет. Реприза звучит торжественно и мощно в исполнении всего оркестра - тутти.
Адажио
Танец феи Драже
        В конце праздника в танцах принимает участие и сама фея Драже. Она загадочна и прекрасна. Для передачи в музыке такого загадочного характера П.И.Чайковский использовал здесь новый в то время для России музыкальный инструмент - челесту. Он специально выписал её из Франции. Этот инструмент своим прозрачно - серебристым тембром напоминает звон колокольчиков. Звуки челесты помогают передать в музыке переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов, сверкание драгоценностей, которых очень много в волшебном царстве сладостей. Мелодия танца звучит хрупко, нежно, очень аккуратно и осторожно - хрустально!




 Послушай шаги Феи Драже из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик"
Опиши: какими музыкальными средствами передан  образ Феи Драже?



 Задание от 10 сентября

  

   Среди великих композиторов, которые прославили наше отечество, немеркнущим светом сияет имя Петра Ильича Чайковского. Оно дорого поклонникам классической музыки не только в России, но и за её пределами. Бесценное наследие, оставленное выдающимся маэстро последующим поколениям, включает в себя множество гениальных композиций, сочинённых в самых различных музыкальных жанрах. Однако среди творений Чайковского особую любовь заслужил балет «Щелкунчик» - произведение, ставшее символом Рождества и Нового года.

В преддверии Рождества в прекрасном доме доктора Штальбаума намереваются встретить гостей. Вслед за взрослыми, едва слышно ступая, следуют девочки с куклами, и под мелодию марша твердо ступают мальчики с саблями.

Действие I

Дети хозяина дома Мари и Фриц вместе с ровесниками с нетерпением ожидают подарков. Прибывший последним из приглашенных Дроссельмейер известен способностью оживлять игрушки. Данное обстоятельство раззадоривает и одновременно пугает ребятишек. При снятии маски, все узнают под ней любимого крестного. При желании поиграть с куклами, Мари не обнаруживает их на привычных местах.
Ради предстоящего веселья заботливый крестный преподносит ей Щелкунчика со странной гримасой на лице. Фриц его ненароком повреждает, что чрезвычайно расстраивает сестру. Уложив полюбившийся персонаж в постель, переодевшись в маски мышей, брат с друзьями дразнят Мари.
По завершении торжества, согласно традиции, собравшиеся исполняют танец «Гроссфатер». После гостей дом пустеет. При наступлении ночи комнату с размещенной в ней елкой пронизывает лунный свет. По возвращении в детскую Мари обнимает Щелкунчика.
В виде доброго волшебника появляется Дроссельмейер. При взмахе его руки окружающее пространство удивительным образом начинает преобразовываться: раздвигаются стены и растет елка, украшения которой перевоплощаются в отважных солдатиков. При торжественном шествии Мышиного Короля возникают его подданные. Храбрый Щелкунчик вступает в схватку с полчищем мышей.
Оба героя сталкиваются в схватке. Мари замечает о потере равновесия в отряде солдатиков. Вражеское войско значительно их превосходит. В порыве отчаянии, сбросив туфлю, девочка запускает ее в Мышиного Короля. Неприятель покидает поле сражения. Солдатики с триумфом возносят славу Мари.
Все замечают перемену на его лице. Перестав быть Щелкунчиком, он таинственно перевоплощается в чудесного Принца. В окружении порхающих снежинок Мари оказывается под, полным звезд небосклоном с обворожительной елкой.

Действие II

На этот раз при атаке мышей Принц наносит им сокрушительный удар. Зал наполняет ощущение праздника. Арабская, а также привезенные из Испании, России и Китая куклы несказанно благодарят героиню за спасение их жизней.
Вокруг в задорной пляске отмечают успех завораживающие феи и пажи. Дроссельмейер в который раз совершает перемены. Все готово к свадьбе Мари и Принца. Пробудившись, девочка обнаруживает в собственных руках Щелкунчика. Находясь в знакомой комнате, она осознает, что увиденное ни иное, как сказочный сон…
Повествование заставляет задуматься о происходящих вокруг вещах, о том, как иногда приятно и полезно оказаться в добром, увлекательном мире сновидений.


Источник: Краткое содержание балета Щелкунчик Чайковского сюжет за 2 минуты пересказ сюжета

балета Щелкунчик Чайковского сюжет

В преддверии Рождества в прекрасном доме доктора Штальбаума намереваются встретить гостей. Вслед за взрослыми, едва слышно ступая, следуют девочки с куклами, и под мелодию марша твердо ступают мальчики с саблями.

Действие I

Дети хозяина дома Мари и Фриц вместе с ровесниками с нетерпением ожидают подарков. Прибывший последним из приглашенных Дроссельмейер известен способностью оживлять игрушки. Данное обстоятельство раззадоривает и одновременно пугает ребятишек. При снятии маски, все узнают под ней любимого крестного. При желании поиграть с куклами, Мари не обнаруживает их на привычных местах.
Ради предстоящего веселья заботливый крестный преподносит ей Щелкунчика со странной гримасой на лице. Фриц его ненароком повреждает, что чрезвычайно расстраивает сестру. Уложив полюбившийся персонаж в постель, переодевшись в маски мышей, брат с друзьями дразнят Мари.
По завершении торжества, согласно традиции, собравшиеся исполняют танец «Гроссфатер». После гостей дом пустеет. При наступлении ночи комнату с размещенной в ней елкой пронизывает лунный свет. По возвращении в детскую Мари обнимает Щелкунчика.
В виде доброго волшебника появляется Дроссельмейер. При взмахе его руки окружающее пространство удивительным образом начинает преобразовываться: раздвигаются стены и растет елка, украшения которой перевоплощаются в отважных солдатиков. При торжественном шествии Мышиного Короля возникают его подданные. Храбрый Щелкунчик вступает в схватку с полчищем мышей.
Оба героя сталкиваются в схватке. Мари замечает о потере равновесия в отряде солдатиков. Вражеское войско значительно их превосходит. В порыве отчаянии, сбросив туфлю, девочка запускает ее в Мышиного Короля. Неприятель покидает поле сражения. Солдатики с триумфом возносят славу Мари.
Все замечают перемену на его лице. Перестав быть Щелкунчиком, он таинственно перевоплощается в чудесного Принца. В окружении порхающих снежинок Мари оказывается под, полным звезд небосклоном с обворожительной елкой.

Действие II

На этот раз при атаке мышей Принц наносит им сокрушительный удар. Зал наполняет ощущение праздника. Арабская, а также привезенные из Испании, России и Китая куклы несказанно благодарят героиню за спасение их жизней.
Вокруг в задорной пляске отмечают успех завораживающие феи и пажи. Дроссельмейер в который раз совершает перемены. Все готово к свадьбе Мари и Принца. Пробудившись, девочка обнаруживает в собственных руках Щелкунчика. Находясь в знакомой комнате, она осознает, что увиденное ни иное, как сказочный сон…
Повествование заставляет задуматься о происходящих вокруг вещах, о том, как иногда приятно и полезно оказаться в добром, увлекательном мире сновидений.


Источник: Краткое содержание балета Щелкунчик Чайковского сюжет за 2 минуты пересказ сюжета


     

История создания балета
   Пётр Ильич Чайковский - великий русский композитор - написал балет «Щелкунчик». Жанр балета - сказка. Сценарий к балету написал знаменитый французский танцовщик - Мариус Петипа (годы жизни:1818 -1910). В нём он определил характер музыки и строение номеров. Но он не закончил писать сценарий, так как заболел. Продолжил работу и завершил её второй балетмейстер театра - Лев Иванов.  Премьера балета «Щелкунчик» состоялась 6 декабря 1892 года. В этот же  вечер в театре проходила премьера ещё одного шедевра мировой классики П.И. Чайковского - камерной оперы «Иоланта».
  Сюжетом к созданию балета послужила рождественская сказка немецкого писателя Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Но композитор и балетмейстер по - своему перессказали эту сказку.  Основное внимание в  нём уделено образам детей.

Действующие лица:

   - Штальбаум;
   - его жена;
   - их дети: принцесса Клара (Мари, Маша), Фриц (Миша);
   - Марианна;
   - Дроссельмейер;
   - Щелкунчик, принц;
   - Фея Драже;
   - Принц Коклюш;
   - Кукла;
   - Паяц (шут);
   - Король мышей;
   - Кордебалет: гости, родственники, слуги, маски, цветы, игрушки, солдатики и т.д.

Эти персонажи сказки разделены на два вида: реальные и фантастические. К реальным относятся Маша (Мари), её брат их родители, гости, которые были приглашены на праздник, старый фокусник. А фантастические персонажи  - это Щелкунчик, король мышей, игрушки и лакомства в царстве сластей.


(  В разных редакциях есть разночтения в имени главной героини: Клара и Мари. В оригинальной книге Гофмана главную героиню зовут Мари, а Клара — это её любимая кукла.
   В России с началом Первой мировой войны (1914 год) и ростом патриотических настроений сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей. При этом Фриц остался не переименованным, поскольку он — отрицательный персонаж. Примечательно, что эта традиция действует до сих пор.)

  В этом балете основное внимание уделено образам детей. Каждый из персонажей  имеет свою музыкальную  характеристику.
 Балет состоит из двух действий с прологом.

                          Либретто балета П. И. Чайковского                 

                                      «Щелкунчик».

    В преддверии Рождества в прекрасном доме доктора Штальбаума намереваются встретить гостей. Вслед за взрослыми, едва слышно ступая, следуют девочки с куклами, и под мелодию марша твердо ступают мальчики с саблями.

Действие I

   Дети хозяина дома Маша (Мари) и Фриц вместе с ровесниками с нетерпением ожидают подарков. Прибывший последним из приглашенных  Дроссельмейер известен способностью оживлять игрушки. Данное обстоятельство раззадоривает и одновременно пугает ребятишек. При снятии маски, все узнают под ней любимого крестного. При желании поиграть с куклами, Мари не обнаруживает их на привычных местах.



  Ради предстоящего веселья заботливый крестный преподносит ей куклу в форме орехокола (колоть орехи) -  Щелкунчика со странной гримасой на лице. Фриц  его ненароком повреждает, засунув ей в рот большой орех. Девочка очень огорчилась. Она укладывает сломанного Щелкунчика в кровать своей любимой куклы и в грустном настроении уходит спать. Но ей не спится.

     Она возвращается в зал. И вдруг… она видит… как зал неожиданно  при лунном свете cтал преображаться: начинается волшебство… Девочке  кажется, что очень стремительно  растёт ёлка, а куклы и игрушки оживают.

Вдруг,  из всех щелей выползает целое злое войско мышей. Оно  уничтожает пряничных солдатиков. Чтобы их  и Машу спасти, храбрый Щелкунчик вступает в поединок с мышиным королём.


 

 Девочка видит, что Щелкунчику всё труднее становится  одолеть своего противника. И в тот момент, когда король уже готов убить Щелкунчика, Маша снимает с ноги туфельку и бросает её в мышиного предводителя. Щелкунчик тяжело ранит мышиного короля, и вражье войско обращается в бегство.
     Сразу, после победы,  Щелкунчик превращается в прекрасного юношу - принца. Он благодарит Машу за спасение и приглашает следовать за ним. Оба отправляются в путь и попадают в волшебный зимний лес. Метель кружит танцующие снежинки.

 

"Вальс снежных хлопьев"

 Задание от 3 сентября
 
1. Вспомним средства музыкальной выразительности, наш цветик-семицветик:

Мелодия - музыкальная линия. Последовательность музыкальных звуков образует мелодию. Мелодия – это мысли человека в звуках.     Мелодия обладает разным характером и типом движения:

1) Нисходящее движение, то есть мелодия направлена вниз.
2) Восходящее движение, то есть мелодия направлена вверх.
3) Ровное движение.
4) Плавное движение.
5) Скачкообразное движение.
 
РЕГИСТР - высота звучания. Бывает низкий, средний, высокий.
РИТМ - чередование различных длительностей 
 
МЕТР - музыкальный пульс. Бывает двухдольный и трёхдольный.
ЛАД - музыкальное настроение: мажор (весело) и минор (грустно). Согласованность звуков, звуки "ладят" и дружат с главным звуком ТОНИКОЙ. 
ТЕМП - скорость музыки. Бывают медленные, умеренные, быстрые темпы.
ДИНАМИКА - громкость звука. Динамические оттенки - p, f. 
ШТРИХИ - способ звукоизвлечения: отрывисто (стаккато), связно (легато), раздельно (нон легато).
ТЕМБР - окраска звучания. Тембры вокальные и инструментальные.
 
РЕГИСТР - высота звучания. Бывает низкий, средний, высокий.
РИТМ - чередование различных длительностей 
 
МЕТР - музыкальный пульс. Бывает двухдольный и трёхдольный.
ЛАД - музыкальное настроение: мажор (весело) и минор (грустно). Согласованность звуков, звуки "ладят" и дружат с главным звуком ТОНИКОЙ. 
ТЕМП - скорость музыки. Бывают медленные, умеренные, быстрые темпы.
ДИНАМИКА - громкость звука. Динамические оттенки - p, f. 
ШТРИХИ - способ звукоизвлечения: отрывисто (стаккато), связно (легато), раздельно (нон легато).
ТЕМБР - окраска звучания. Тембры вокальные и инструментальные. 



Мы начинаем знакомство с творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского.
Вот 3 интересных факта об этом композиторе:
1. Одна из лучших консерваторий мира - Московская консерватория - носит имя П.И. Чайковского. В сквере консерватории расположен памятник композитору:
 
2. Самый престижный мировой музыкальный конкурс для молодых музыкантов из разных стран тоже носит имя композитора - это Международный конкурс им. П.И. Чайковского:
 

П.И. Чайковский создал 3 балета на сказочные сюжеты:
  • "Лебединое озеро" - по мотивам сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей, 1877г.  
  • "Спящая красавица" - по сказкам Ш. Перро, 1889г. 
  • "Щелкунчик" - по сказке Гофмана "Щелкунчик и мышиный король", 1892г.
 Балет (фр. ballet — танцевать) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах (музыка +танец).