Задание от 15 октября
ЛЕТО
М. П. Мусоргский. Опера
«Хованщина»: симфоническое вступление «Рассвет на Москва-реке» https://ok.ru/video/1192788562271
(Слушать. Зажмите клавишу Ctrl и кликните по ссылке)
Содержание оперы основано
на событиях русской истории. Действие происходит в Москве в XVII веке.
Действующие лица в опере - исторические. Борьба за трон между царем Петром и
его сестрой Софьей, заговоры князей и поддерживающих их стрельцов против Петра
заканчиваются их поражением и казнью стрельцов.
Начиная оперу музыкальной
картиной рассвета, Мусоргский создает яркий образ древнего прекрасного русского
города - Москвы. Кроме этого, такая картина вселяет в нас уверенность в том,
что после всех страданий наступит новый светлый день для людей и страны,
будущее без потрясений, горя и слез.
В основе симфонического
вступления находится широкая распевная тема песенного характера в тональности
ми мажор. Какие инструменты исполняют эту мелодию? (подчеркни правильный ответ:
гобой, труба, валторна, струнные). Есть ли в теме звукоподражание? Голосу какой
птицы? В какое время суток эта птица обычно поет?
Вступление написано в
форме вариаций. В каждой из 4-х вариаций происходит смена тональности или лада
(ре мажор - 1-я вариация, до-диез минор - 2-я, фа-диез мажор - 3-я, и самая
торжественная - 4-я, во время звучания которой вся сцена освещается восходящим
солнцем).
СЛОВАРЬ
ГУСЛИ - старинный русский
струнно-щипковый инструмент в виде плоского ящичка с натянутыми струнами. В старину
их называли гусли звончатые. Игрой на гуслях сопровождали пение, былинные
сказы. Во время пения исполнитель держал их на коленях.
ВАРИАЦИИ - повторение
мелодии или ее сопровождения с изменениями.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В какой из вариаций
имитируются переборы гуслей, звуки церковного колокола?
2. В какой вариации
находится кульминация? Какие музыкальные средства применил композитор для нее?
3. Как передана в музыке
картина восходящего солнца? (нисходящими аккордами по ступеням мажорного лада в
диапазоне 2-х октав).
Задание от 8 октября
ЛЕТО
М.П.Мусоргский. Опера "Сорочинская ярмарка", симфоническое вступление «Жаркий летний день в Малороссии»
(Слушать. Зажмите клавишу Ctrl и кликните по ссылке)
Модест Петрович
{Мусоргский (1839-1881) - великий русский композитор XIX века, участник
творческого содружества русских композиторов под названием «Могучая кучка»,
автор многих опер, произведений для оркестра, песен и романсов, в том числе,
вокального цикла «Детская».
Опера «Сорочинская
ярмарка» написана им по повести Н. В. Гоголя. Это веселая комическая опера, в
которой героями являются простые украинские крестьяне, приехавшие на ярмарку.
Они шутят, смеются, танцуют и веселятся от души. Главные герои оперы - молодая
девушка, Парася, и влюбленный в нее парень Грицько. Дело идет к свадьбе, но
злая мачеха старается помешать свадьбе. Потребовались ум, смекалка, смелость и
находчивость влюбленного жениха, чтобы все закончилось веселой свадьбой.
М. Мусоргский побывал на
юге Украины в гастрольной поездке, тонко почувствовал красоту ее природы. Об
этом он пишет в письмах домой: «Тишина, спокойствие, необозримые роскошные
поля, черные пирамидальные тополи как стражи-великаны стерегут дома: картина
волшебная. Если бы видели вы необозримую даль украинских степей, видели бы
звездное небо, все засеянное светилами, если бы дышали южнорусским воздухом,
зовущим легкие и сердце вон из груди, мягким до того, что жить хочется и жить
как можно больше и долее!».
Эти воспоминания об украинской природе он
воплотил в оркестровом вступлении к опере, назвав его «Жаркий летний день в
Малороссии (Украине)». Во вступлении - два раздела: первый связан с образами
молодой влюбленной пары - Параси и Грицька, второй - передает веселую
обстановку ярмарки.
ВОПРОСЫ
И ЗАДАНИЯ
1.
Какой характер музыкальной темы в 1-м разделе
Вступления? (подчеркните близкие по смыслу определения: угрюмо, порывисто беззаботно, задушевно, мечтательно).
2.
Какими инструментами тема проводится? (отметьте
правильные знаком (+), а неправильные - знаком (-):
кларнет, фагот, гобой, труба, скрипки, арфа, флейта).
3.
Можно ли спеть эту мелодию, в каком ладу она
звучит - в мажорном или минорном? Мажорные тональности, в которых проводится
эта тема находятся на расстоянии терции друг от друга.
4.
2-я часть вступления написана в танцевальном
характере. Вспомни название этого веселого танца, впиши пропущенные буквы:
г - п - к
5.
Вспомни темп, ритмический рисунок и размер этого
танца, а также, какие инструменты его исполняют?
6.
Широкие скачки в мелодии говорят о характерных
танцевальных движениях этого танца. Как ты их себе представляешь?
Задание от 1 октября
Картины
природы в музыке.
ВЕСНА
Э.
Григ. Фортепианная пьеса «Весной» (слушать)
Великий норвежский
композитор Эдвард Григ очень любил свою суровую северную родину. Высокие скалы
с морскими заливами, долины, полные цветущих трав и стада, пасущиеся на них -
все это вызывало в нем нежность и гордость за свою прекрасную страну. Он
гордился и мужественными жителями этой страны - отважными мореплавателями и
воинами - викингами - которые вели опасную жизнь в море. Народ Норвегии очень
талантлив. Народная фантазия населила горы и леса таинственными гномами;
народные легенды воспевают подвиги викингов в далеких странах, народные
скрипачи мастерски играют на норвежских скрипках, а песен столько, что два раза
в году одну повторять не приходится.
Сын этой страны - Э. Григ
(1843-1907) своей музыкой прославил свою любимую родину. «Живу жаждой Норвегии,
без нее я не могу существовать. Я ищу спасения в родной природе моей страны» -
так говорил Э. Григ о своей любви к ней. Образ весны много раз был воспет Э.
Григом - в песнях, сонате для скрипки и фортепиано, в знаменитой пьесе для
фортепиано «Весной».
Тональность пьесы «Весной» - Фа# мажор, темп - Allegro
appassionato (итал. — скоро и страстно). Музыка пьесы звучит как гимн весне.
Вспомни, есть ли
вступление в этой музыке, применяется ли в нем звукоизобразительность, что она
передает? Подчеркни слова, близкие по смыслу к настроению музыки:
Мне
все в апреле мило,
И лед, под солнцем зыбкий,
И штормы, и ветра,
Надежды, сны, улыбки...
Бьернсон
СЛОВАРЬ
Cantabile
е molto tenuto la melodia - певучая и очень выдержанная
мелодия.
Allegro
appassionato - скоро и страстно.
МУЗЫКАЛЬНОЕ
ДОПОЛНЕНИЕ - заключительный музыкальный раздел, он звучит как
музыкальное послесловие.
ВОПРОСЫ
И ЗАДАНИЯ
1. Какой характер имеет
мелодия 1 -го раздела, можно ли ее спеть?
2. Что значат авторские
указания, обращенные к мелодии пьесы:
cantabile е molto tenuto la melodia?
3. Какие изменения
происходят в репризе пьесы по сравнению с 1-м разделом? Изменяется ли звучность
музыки, настроение?
4. Где находится
кульминация всей музыкальной картины?
Задание от 3 сентября
1. Вспомним средства музыкальной выразительности, наш цветик-семицветик:
МЕЛОДИЯ - музыкальная линия. Последовательность музыкальных звуков образует
мелодию. Мелодия – это мысли человека в звуках. Мелодия обладает разным характером и типом движения:
1) Нисходящее движение, то есть мелодия направлена вниз.
2) Восходящее движение, то есть мелодия направлена вверх.
3) Ровное движение.
4) Плавное движение.
5) Скачкообразное движение.
РЕГИСТР - высота звучания. Бывает низкий, средний, высокий.
РИТМ - чередование различных длительностей
МЕТР - музыкальный пульс. Бывает двухдольный и трёхдольный.
ЛАД - музыкальное настроение: мажор (весело) и минор (грустно). Согласованность звуков, звуки "ладят" и дружат с главным звуком ТОНИКОЙ.
ТЕМП - скорость музыки. Бывают медленные, умеренные, быстрые темпы.
ДИНАМИКА - громкость звука. Динамические оттенки - p, f,
ШТРИХИ - способ звукоизвлечения: отрывисто (стаккато), связно (легато), раздельно (нон легато).
ТЕМБР - окраска звучания. Тембры вокальные и инструментальные.
28 мая.
Поздравляем всех учащихся с успешным окончанием 2019-2020 учебного года! Вы успешно справились со всеми трудностями этого непростого времени. Вы - молодцы!
До встречи в новом учебном году!
Задание от 21 мая
Продолжаем знакомство с «Детским альбомом» П.И.Чайковского.
Дневной цикл.
Дневной цикл
состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы
сменяются первыми детскими потерями и горем. «Детский альбом» Чайковского,
содержание его дневного цикла в частности, имеет четкое подразделение на игры
девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы.
«Марш деревянных
солдатиков». Четкость,
легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие
солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.
"Марш деревянных солдатиков"
«Болезнь куклы». Переживание девочки об ее заболевшей
кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует
целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.
«Болезнь куклы».
«Похороны куклы». Первое детское горе всегда глубоко и
значительно. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к
трагедии и личности ребенка.
«Вальс». Детские переживания быстро сменяются веселым, живым
танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передает Чайковский.
«Детский альбом» (вальс в особенности) наполнен легкими аккордами, напевной
мелодией, которая увлекает в кружение танца.
«Вальс».
«Новая кукла». Радостью и счастьем проникнуто
настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка
пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств – восторг,
изумление, радость.
Задание от 14 мая
Песни и танцы.
В этом подразделе дневного цикла собраны
воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты
детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами
чередуются песни Чайковского. «Детский альбом» передает всю непоседливость
детского возраста.
Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии,
Турции и Швейцарии. Композитор с лёгкостью передаёт колорит разных стран.
«Мазурка». Быстрый польский танец пользовался
большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами,
ритмичностью проникнута мазурка. «Детский альбом» Чайковский задумывал как
насыщенность внутренних переживаний и действий ребенка. Поэтому даже в
подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.
«Мазурка», исп. Александра Довгань
«Русская песня». Мелодия пьесы – обработка русской
народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на
минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил
их в своей обработке.
«Мужик на гармонике
играет». Эта
пьеса – образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии
создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают
юмористичность пьесе.
«Камаринская». Это народная плясовая песня с
вариациями. Чайковскому удалось точно передать звук волынки в басовом остинато,
интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.
«Камаринская».
«Полька». Задорный чешский танец использовал в
цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того
времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая
танцует на носочках изящную польку.
«Полька», исп. Яков Флиер
Задание от 30 апреля
Песни дальних стран.
Этот
раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Колорит стран с легкостью передает
композитор. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии,
Турции и Швейцарии.
«Итальянская песенка». В ней
Чайковский средствами музыкальной выразительности точно передает аккомпанемент
гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка
напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и
порывистость.
«Итальянская песенка», исп. Я. Флиер
«Старинная французская
песенка».
Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща
средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу,
сдержанную и задушевную.
«Старинная французская
песенка», исп. Я.Флиер
«Немецкая песенка». Галантная и веселая пьеса, гармония
которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются
интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.
«Неаполитанская
песенка».
Звучание народных инструментов слышится в этой пьесе. Неаполь – один из городов
Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.
«Неаполитанская
песенка».
Задание от 23 апреля
Вечерний цикл.
Вечерний цикл напоминает детскую усталость
после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты.
Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.
«Нянина сказка». Композитор рисует сказочный образ,
весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия
переходят в тревогу и переживание за героев сказки.
«Баба Яга». Мечтательность и детскую фантазию
передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе
под свист ветра – настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед
и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.
«Сладкая греза». И снова спокойная задумчивость
мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на
морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.
«Сладкая греза»
«Песня жаворонка». Оживление перед сном и представление
следующего, радостного утра. А с ним – и пение жаворонка с его трелями и
высоким регистром.
«Песня жаворонка»
«Шарманщик поет». Протяжные звуки старинного
инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность
движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о
недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.
«В церкви». Начинает и заканчивает «Детский
альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня (вечер) или
настрой на хорошие поступки (утро). Во времена композитора обязательными были
ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости
и помощи в трудностях. Во всех издания советского периода название последней пьесы «В церкви» было специально изменено на «Хор».
Задание от 16 апреля
Многие композиторы создавали "детские"
сборники пьес, посвящая их своим ученикам или детям. Как правило, пьесы в таких "детских" альбомах достаточно простые и дети сами могут исполнять их, а также могут слушать в исполнении взрослых.
«Детский альбом» — сборник пьес
для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского.
Петр Ильич Чайковский
Сборник был
сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и посвящён племяннику композитора
Володе Давыдову. Детский альбом носит авторский подзаголовок «Двадцать четыре
лёгкие пьесы для фортепиано». Содержание цикла напоминает один день ребенка, с
его играми и огорчениями.
Существует
большое количество переложений детского сборника Чайковского для самых разных
инструментов и даже оркестров. Например, Владимир Мильман и Владимир Спиваков
сделали переложение для камерного оркестра. Благодаря стараниям Роберта
Грослота, появилось переложение для камерного оркестра и духового ансамбля.
Есть партитура «Детского альбома» и для ансамбля ударных инструментов, которую
переработал Анатолий Иванов, а чуть позже, в 2014 году появилось переложение
для струнного оркестра и ударных инструментов, сделанное композитором Дмитрием
Батиным.
1.
«Утренняя молитва».
2.
«Зимнее утро».
3.
«Игра в лошадки».
4.
«Мама».
5.
«Марш деревянных солдатиков».
6.
«Болезнь куклы».
7.
«Похороны куклы».
8.
«Вальс».
9.
«Новая кукла».
10. «Мазурка».
11. «Русская песня».
12. «Мужик на гармонике играет».
13. «Камаринская».
14. «Полька».
15. «Итальянская песенка».
16. «Старинная французская песенка».
17. «Немецкая песенка».
18. «Неаполитанская песенка».
19. «Нянина сказка».
20. «Баба-Яга».
21. «Сладкая греза».
22. «Песня жаворонка».
23. «Шарманщик поет».
24. «В церкви».
Мы рассмотрим несколько
замечательных по яркости образов пьесы:
Номера «Детского альбома»
«Утренняя молитва».
«Зимнее утро».
«Игра в лошадки».
«Мама».
«Марш деревянных солдатиков».
«Болезнь куклы».
«Похороны куклы».
«Вальс».
«Новая кукла».
«Мазурка».
«Русская песня».
«Мужик на гармонике играет».
«Камаринская».
«Полька».
«Итальянская песенка».
«Старинная французская песенка».
«Немецкая песенка».
«Неаполитанская песенка».
«Нянина сказка».
«Баба-Яга».
«Сладкая греза».
«Песня жаворонка».
«Шарманщик поет».
«В церкви». - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/180132/detskiy-albom-chaykovskogo-soderjanie-istoriya-sozdaniya
Утренний
цикл.
Утренний цикл
состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама».
Чайковский «Детский альбом» писал под впечатлением от своих многочисленных
племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении.
Послушай две пьесы из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Обе пьесы
воплощают образ утра. Опиши, какое по настроению утро в каждой пьесе и чем они
отличаются?
«Утренняя молитва».
С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе
композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской
непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.
«Зимнее
утро». Встревоженная музыка
суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется
жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких,
нахохлившихся от мороза птичек.
«Игра в
лошадки». Озорная мелодия пьесы
передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно
изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия,
смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.
«Мама». Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства
ребенка и мамы. Душевные переживания находят свое отражение в гибкой интонации.
Мелодичным голосоведением передает общение с мамой музыка.
Задание от 9 апреля
Мы начинаем знакомство с творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского.
Вот 3 интересных факта об этом композиторе:
1.
Одна из лучших консерваторий мира - Московская консерватория - носит
имя П.И. Чайковского. В сквере консерватории расположен памятник
композитору:
2.
Самый престижный мировой музыкальный конкурс для молодых музыкантов из
разных стран тоже носит имя композитора - это Международный конкурс им.
П.И. Чайковского:
3. П.И. Чайковский создал 3 балета на сказочные сюжеты :
- "Лебединое озеро" - по мотивам сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей, 1877г.
- "Спящая красавица" - по сказкам Ш. Перро, 1889г.
- "Щелкунчик" - по сказке Гофмана "Щелкунчик и мышиный король", 1892г.
Бале́т (фр. ballet — танцевать) — вид
сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в
музыкально-хореографических образах (музыка +танец).
Многие композиторы создавали "детские"
сборники пьес, посвящая их своим ученикам или детям. Как правило, пьесы в таких "детских" альбомах достаточно простые и дети сами могут исполнять их, а также могут слушать в исполнении взрослых. "Детский
альбом" - сборник пьес для фортепиано П.И. Чайковского.