1 класс


 
   Задание от 19 октября. 
  
Состояния природы в разное время суток
 Утро, день, вечер, ночь.
 

Мы говорили с вами о временах года и их изображениях в музыке. Скажите мне: если на улице светло, как называется это время суток? А если солнце закатилось, стало темно, на небе появились луна и звезды? Как называется время, когда солнце восходит? А когда солнце за­ходит?

Правильно, это называется день, ночь, утро и вечер. Расскажите, какое время суток нравится вам больше?

Теперь давайте послушаем, как можно утро, день, вечер и ночь изобразить с помощью музыки. Сейчас прозвучат произведения, а вы подумайте и ответьте, какое время суток она изображает.

 


Э.Григ. «Утро» из музыки к драме «Пер Гюнт»

 

(Поставьте галочку в нужный столбец)

 

УТРО

ДЕНЬ

ВЕЧЕР

НОЧЬ

 

 

 

 

 

(Определите характер музыки, подберите стихотворения).

   Скажите, вы обратили внимание, как звучала музыка в начале и как в конце произведения? Как композитору удалось передать постепенное оживление природы, пробуждение ее от ноч­ного сна и восход солнца? Постепенно усиливалась громкость звучания, добавлялись в оркестре все новые и новые музыкальные инструменты. Давайте запишем и запомним:

Громкость звучания называется динамикой. Она изображается в музыке с помо­щью динамических оттенков:

пианиссимо

(РР)

(очень тихо)

пиано

(Р)

(тихо)

меццо-пиано

(тр)

(не очень тихо)

меццо-форте

(mj)

(не очень громко)

форте

(f)

(громко)

фортиссимо

(ff)

(очень громко).

 

Теперь прозвучит еще одна пьеса. Определите, к какому вре­мени суток вы отнесли бы ее.

 

С. Прокофьев.

Эту музыку (пьеса «Вечер») написал русский композитор XX века Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953). Он родился и вырос на Украине, в южных областях, и впечатления от теплых летних вечеров в Малороссии навсегда остались в его памяти. Потом композитор жил во многих странах мира: во Франции, в Америке, но всегда любил Россию. В зрелые годы жизни написал книгу о себе, где вспоминал свое детство, игры, первые занятия музыкой, впечатления от природы.


Домашнее задание: придумать рассказ, в котором бы использовались названия динамических оттенков музыки. Подобрать стихи и картинки к понравившимся музыкальным произведениям.

 
Задание от 12 октября.  
 
"Времена года в музыке", (продолжение)

В прошлый раз мы с вами начали знакомиться с изображением времен года в музыке. Мы послушали произведения А. Вивальди и П. Чайковского. А теперь мне бы хотелось, чтобы вы сами рассказали о своих любимых временах года.

 Расскажите о своем любимом времени года.   Впишите своё имя в строку с любимым временем года

 

ЗИМА
ВЕСНАЛЕТО
ОСЕНЬ




 

Сегодня мы познакомимся с музыкальными картинами зимы и весны. Чем, по-вашему, инте­ресны эти времена года? Зимой холодно, но можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, играть в снежки. Зимой празднуют Новый год, а у школьников — зимние каникулы...

Давайте послушаем, как изобразили зимние домашние праздники уже знакомые вам ком­позиторы А. Вивальди и П. Чайковский.

 

(Определите характер музыки. А. Вивальди. «Зима». 2-я часть).

 


А. Вивальди. «Зима». 2-я часть (слушать)


П. Чайковский. «Святки. Декабрь», (слушать)

Сурова зима. Но не вечны ее холода — с февраля начинает ярче светить солнце, снег по­крывается коркой наста, чернеет, потом тает. Становится теплее с каждым днем, и наступает весна. Какое настроение у людей вызывает это время года? Давайте послушаем музыку, которая изображает весну.

 

 

Э.Григ. "Весной" 

 

Домашнее задание: найти картинки, изображающие зиму (или нарисовать рисунок). По­добрать стихи или загадки о зиме и весне. Найти картинки с изображением весенних цветов.


 
 Задание от 5 октября. 

Времена года в музыке.

Состояния природы в разное время суток. Разные природные явления

   Многие композиторы, наблюдая окружающий мир, стремились передать в звуках ход времени, изменения состояний природы. Мы сегодня поговорим о ваших любимых временах года и послушаем их изображения в музыке разных композиторов.

   Когда-то давным-давно, 300 лет назад, жил в Италии один музыкант. Его звали Антонио Вивальди (1678-1741). Он руководил оркестром, работал в церкви, писал оперы для театра в Венеции, занимался с учениками. Много произведений он сочинил на протяжении жизни, но самыми известными стали четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года», созданные композитором около 1720 года. Предваряет каждый концерт сонет, сочиненный Вивальди, который иллюстрирует характер музыки. Давайте послушаем музыку этих концертов, а вы попытайтесь определить, к каким временам года она относится.

 


(А. Вивальди. «Весна», 1-я часть; 


А. Вивальди. «Лето», 3-я часть.)

 В XIX веке в России жил композитор Петр Ильич Чайковский (1840-1893). Издатель популярного петербургского журнала «Нувеллист» Н. М. Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес — по числу месяцев в году, своего рода музыкальный календарь. В течение 1876 года в журнале раз в месяц печаталась одна пьеса для фортепиано, изображавшая картину природы. А потом все они были собраны вместе и изданы как единый цикл, названный «Времена года». Одну из них мы сейчас послушаем.


(П.Чайковский. «Белые ночи. Май».)

К какому времени года относится пьеса?

Сейчас у нас за окном осень. Какие осенние месяцы вы знаете? Какая бывает осенью погода? Она может быть и солнечной, и дождливой. Желтеют, осыпаются листья, становится холоднее. Чем занимаются люди осенью? У детей и студентов 1 сентября начинается новый учебный год. Сельские труженики заканчивают сбор урожая, у охотников начинается сезон охоты. Многие любят бродить в лесу, собирать грибы. Горожане в солнечные погожие осенние деньки стремятся погулять в парках и скверах, полюбоваться богатым багряно-золотым нарядом деревьев. Наверное, и вам нравится собирать разноцветные осенние листья? Давайте послушаем одну из осенних пьес и подумаем, что может изображать эта музыка.

 

(П. Чайковский. «Осенняя песня. Октябрь».)

(Определите характер музыки)

Домашнее задание: написать небольшой рассказ о своем любимом времени года или нарисовать рисунок. Подобрать стихи и картинки об осени.

 

Задание от 28 сентября.  

Мажор-минор

Ребята, давайте познакомимся с двумя братьями - ладами мажором и минором.


Музыкант и дирижер
Радуются с нами:
Про минор и про мажор
Мы расскажем сами.

Жили-были братья-гномы,
Дом их рядом с нотным домом,
Брат-мажор с минором-братом,
Два различных брата-лада.

Я – Мажор, бегу, кричу,
Я – Минор, иду, грущу,
Я – Мажор, смеюсь, шумлю,
Я – Минор, шепчу и сплю,


Я – Мажор, веселый гном,
Счастлив даже под дождем,


Я – Минор, печальный гном,
Грустный прихожу я в дом.


 

Я – Мажор как помидор:
Красный, очень яркий,
Белым назовем Минор, 

Как подснежник в парке.
Интересный разговор,
Стали мы друзьями,

Про минор и про мажор
Рассказали сами.

Вопросы:

ü   Что в жизни у вас ассоциируется с мажором и минором?

ü   Придумайте, какие музыкальные подарки могли бы подарить эти братья людям?

ü   Как эти братья проводят свои каникулы?


Задание от 21 сентября.  
 
Тема: «Выразительные возможности музыкальной речи».

Все вы хорошо знаете, что рассказы, сказки пишут ...........................................                                    

Как называют человека, который пишет стихи?................................................                                                       А кто рисует картины?............................................

Как называют человека, который делает фигуры, например, из глины ………………………

А кто сочиняет музыку? ………………………………………

Давайте представим, что композитор долго трудился, сочинял песню, затем взял нотную тетрадь, записал в неё эту песню, потом закрыл тетрадь и положил её на полку.

Будет ли эта песня музыкой?  Конечно, нет. Почему? Да потому, что её никто не сыграл.

А значит,  кто нужен для того, чтобы песня стала музыкой? ………………………………………

Теперь давайте представим, что исполнитель выходит на сцену и исполняет эту песню, или другое музыкальное произведение, но после того как он поклонился после своего номера, исполнитель вглядывается в зрительный зал и видит, что в нём ни кого нет. Будет ли эта песня музыкой? Конечно, нет. Почему? Да потому, что эту музыку никто не слышал.

А значит кто нужен для того чтобы музыкальное произведение стало музыкой? …………………………………………………….

 Во время концерта между исполнителем и каждым из слушателей возникают невидимые нити. И чем внимательнее слушает слушатель, тем крепче становятся эти нити, и тем лучше и вдохновеннее поёт певец или играет музыкант.

Ребята, как вы думаете,  что нужно художнику для точной передачи своего замысла? 

 

 


А что будет использовать  композитор, чтобы слушатель сумел понять, о чём его произведение?

У каждого вида искусства свой, неповторимый язык. На наших уроках мы будем учиться расшифровывать музыкальный язык, язык, на котором разговаривают все музыканты мира.

 

 

 

Я мечтаю стать артистом                  
Знаменитым пианистом,
Чтобы музыку играть,

Буду ноты изучать.
Я присяду на диван,
Нарисую нотный стан.
На стене танцует луч.
Это мой скрипичный ключ.
С ним изучим без забот,
Семь веселых звонких нот!

Чтоб легко запоминать,
Мы их будем называть          
Села утка на гнездо,
Это будет нота ДО.
Спит собачка во дворе,
Это будет нота РЕ.
Кошку с дерева сними,
Это будет нота МИ.
По степи бежит дрофа,
Это будет нота ФА.

       А в шкафу летает моль,
       Это будет нота СОЛЬ.
       В небе вижу журавля,
       Это будет нота ЛЯ.
       В море блещут караси,
       Это будет нота СИ.
       Мама, мама как я рад,
       Знаю полный звукоряд!     
 
 
 
 



Задание от 14 сентября.
 А сейчас я расскажу вам одну очень древнюю легенду. Однажды, бог лесов Пан повстречал прекрасную нимфу Сиринкс и влюбился в неё с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринкс. Она бросилась от него прочь.


Художник Михаил Врубель, «Пан»

Влюблённый Пан преследовал ее, но густой лес укрыл уносящуюся от него прочь девушку. Пан уже было настиг её, и простёр вперёд руку. Он думал, что догнал её и держит за волосы, оказалось же, что это не волосы девушки, а листва тростника. Говорят, что деву скрыла от него земля, а вместо неё родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, считая, что он спрятал его возлюбленную. Но и после этого не смог её найти. Тогда он понял, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился, что сам убил её. Пан собрал все тростинки, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы. Дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринкс зазвучала. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.

В Древней Греции была распространена многоствольная флейта - флейта Пана, или Сиринкс.

 Сиринкс состоит из нескольких трубок, каждая из них - это тростник. Так же как под пальцами Афины заливается флейта, в устах Пана поёт Сиринкс.

Подражая звучанию мифических музыкальных инструментов, композиторы совершенствовали тембры, искали их новые сочетания, вводили в оркестровую партитуру голоса птиц, шум ветра, журчание водных струй. Музыкальное пространство наполнялось живыми звуками, образные характеристики приобретали необыкновенную художественную достоверность.

Послушайте фрагмент из фортепианной пьесы Мориса Равеля "Игра воды".

Морис Равель "Игра воды" (слушать)
 

- На что похожа эта музыка, что изобразил звуками известный композитор?

- Эта музыка изображает звуки волн, а называется эта пьеса «Игра воды». В ней явно слышны переливы искрящихся на солнце струй.

Эпиграфом к данному произведению Равель взял строчки из стихотворения Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». И обрисовывает его настолько зримо, что мы можем представить прекрасный солнечный день, кристально чистый водоём и смех речного бога, который сливается со смехом быстро журчащей воды.


  Задание от 7 сентября.
 
 Тема: «Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Легенды о происхождении музыки».
 
 

Здравствуйте ребята! Я фея музыки.  Я буду помогать вам знакомиться с удивительным миром музыки.  Вместе  с вами мы совершим не одно увлекательное путешествие в мир музыки, узнаем много нового и интересного.

Ребята, а как вы думаете, как, где и когда появилась музыка? Споры о том, где и когда появилась музыка идут уже очень давно. Однозначно ответить на этот вопрос трудно, скорее всего, музыка зародилась одновременно с возникновением человечества.

Одни историки предполагают, что музыка произошла от природных звуков. Раскаты грома, шелест листвы, шум дождя – были прообразом первого музыкального ряда. Другие уверены, что музыка произошла от человеческой речи: напевное протяжное произношение слов. Однозначного ответа нет и можно только гадать о том, какой же была первая мелодия, созданная человеком. Древние люди видели в музыке нечто мистическое и таинственное и наделяли её космической силой. У индусов даже сейчас музыка является магическим оружием для укрощения слонов и змей.

 Мы даже не задумываемся о том, что музыка неотделима от нашей жизни. По дороге на работу, дома или на улице – музыка окружает нас везде. Она способна поднять настроение и вызвать грусть, все яркие и незабываемые события в жизнь неотъемлемы от музыки. Наверное, каждый в своей жизни хоть раз слышал, как журчит лесной ручеек. Не напоминает ли вам это журчание мелодичную музыку? А когда по крыше барабанит весенний дождь – это не похоже на музыку? Когда человек стал замечать вокруг себя подобные детали, он понял, что его окружает музыка. Теперь перед ним стала главная задача, как передать музыку и чем ее можно передать.

Со временем человек научился выражать свои эмоции через песню. Таким образом, песня стала первой музыкой, которая была создана самим человеком.

Со времени развития танца для поддержания ритма появилась музыка, исполненная телом человека – хлопки в ладоши, щелканье пальцами или удары в барабан или бубен. Именно бубен и барабан являются первыми музыкальными инструментами, с помощью которых человек научился издавать звук. Это настолько древние инструменты, что тяжело отследить их появление, так как они встречаются у всех народов.

Все звуки, ребята, которые нас окружают,  делятся на музыкальные и немузыкальные (шумовые). Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Попробуйте определить, какие это звуки?

 

 

    

 

 

 

  Задание от 21 мая.
Тема: «Сказочные сюжеты в музыке».
 

Продолжаем путешествие по миру сказок, начинаем знакомиться с добрыми фантастическими пер­сонажами. Кого из них вы знаете, в каких сказках с ними встречались? 

 А сейчас слушаем литературную загадку:

        "Уж побледнел закат румяный

        Над усыпленною землей;

        Дымятся синие туманы,

        И всходит месяц золотой;

        Померкла степь. Тропою тёмной

        Задумчив, едет наш Руслан

        И видит: сквозь ночной туман

        Вдали чернеет холм огромный,

        И что-то страшное храпит…

Это поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", которая легла в основу оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. 

Кратко её сюжет таков.
Во время свадебного пира Руслан и Людмила разлучаются – молодую красавицу-жену похищает злобный колдун Черномор. Руслан отправляется на поиски возлюбленной и, пройдя много испытаний, вызволяет ее. 

Главные герои произведения: Руслан, Людмила, злой колдун Черномор.

  • Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун? - Он был коварный, хитрый.
 
 Послушайте отрывок из оперы – «Марш Черномора». Во время прослушивания вам нужно будет заполнить таблицу «Характеристика музыкального произведения».
 

М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Обсуждение с учащимися характера музыкального произведения, приемы развития музыки, средств музыкальной выразительности.


  Задание от 14 мая.

Вот литературная загадка:

        "Князь у синя моря, ходит,

        С синя моря, глаз не сводит;

        Глядь – поверх текучих вод

        Лебедь белая плывет.

        «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

        Что ж ты тих, как день ненастный?

        Опечалился чему?» –

        Говорит она ему.

        Князь Гвидон ей отвечает:

        «Грусть – тоска меня съедает:

        Люди женятся; гляжу,

        Не женат, лишь я хожу»…

   ( «Сказка о царе Салтане», А.С. Пушкин).

Эта сказка легла в основу оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского – Корсакова. Давайте вспомним, какие чудеса, превращения встречаются в этой сказке? 

В этой сказке есть три чуда:

  •  ...белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые…
  • ... В чешуе как жар горя, тридцать три  богатыря, все красавцы удалые, великаны молодые, все равны как на подбор, с ними дядька Черномор…
  • ...Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесь. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает – месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
 А также царевич Гвидон превращается в комара, муху, шмеля.
Представьте себе, что вы стали композиторами, как бы вы изобразили музыкой полет шмеля?
-Музыка звучала бы в быстром темпе, гудела, жужжала.

Давайте послушаем, как это получилось у русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, и определим прием развития, характер музыки.  


 Н.А. Римский-Корсаков  «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (Слушать).


Домашнее задание: нарисовать наиболее запомнившийся персонаж из прослушанной му­зыки.

  Задание от 23 апреля.
 
 Другой русский композитор - Модест Петрович Мусоргский - увидел на выставке работ своего друга Виктора Гартмана эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги. В начале пьесы слышны какие-то стуки, сердитые выкрики, ворчание. Помните, как в сказках: «Баба-Яга вышла из избушки, сердито крикнула, костылем постучала — и подъехала к ней ступа с пестом и метлой;  села Яга в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает; свист поднялся в лесу от полета страшной Яги, деревья до земли гнутся, птицы и звери от страха разбегаются». Все это замечательно передано в музыке Мусоргского. Здесь  мелодии неуклюжи и резки, как и сам страшный образ злой Яги. Вот уже начался ее полет, музыка становится быстрой, порывистой — мчится свирепая Яга и все сокрушает на своем пути.  Затем наступает совершенно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков — то ли полёт, то ли ночной лес. В третьей части резко врывается повтор первой темы. 
 
М.Мусоргский, "Избушка на курьих ножках" ("Баба Яга"), слушать

 

  Задание от 16 апреля. 
 
Тема: «Сказочные сюжеты в музыке».
  
"Какая она — Баба-Яга?"
 
   Баба Яга, наверное, самый известный отрицательный персонаж русских народных сказок. Русский композитор Пётр Ильич Чайковский сочинил пьесу, которая так и называется -"Баба Яга". В этой пьесе композитор точными штрихами передаёт стремительный полет Бабы Яги в ступе. Не иначе ведьма за кем-то гонится! Летит и «шестом погоняет, помелом след заметает». Музыка сказки колкая, даже колючая. Грубость старухи передаётся с помощью резких аккордов, острых стаккато, с характерными «выкриками» Бабы-Яги. Так музыка создает устрашающее впечатление жёсткости и грубости, которые неразрывно связаны в нашем представлении с образом этого фантастического персонажа.


П.Чайковский, "Баба Яга" (слушать)
 
 
  Задание от 9 апреля.
 
 Тема: «Сказочные сюжеты в музыке»,ч.1
 
Кто же не любит сказки – с чудесами и приключениями, весёлые и добрые? Но музыка 
тоже может рассказывать сказки. Она рассказывает сказки не словами, а звуками – 
нежными и грозными, ласковыми или таинственными. Если проследить, как меняется 
окраска музыки, ее настроения или характер, то становится ясно, о чем говорится в сказке, рассказанной музыкой. В сказках добро всегда борется со злом, в них действуют 
фантастические персонажи, происходят волшебные превращения.  Художник рисует сказку 
с помощью  линий, красок, кистей, полотна и т.д.. А каким языком пользуются композиторы?  С помощью чего композиторы могут изобразить сказку? У композиторов есть свои «звуковые» краски, которые называются – средства музыкальной выразительности.

Все знают, кто такие гномы. Издавна норвежский народ населил леса и горы 

фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, эльфами, кобольдами, троллями, сочинил множество прекрасных сказок. Гномы – маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, лесу. В недрах земли они хранят несметные  сокровища – золото и драгоценные камни. Несмотря на малый рост, гномы наделены сверхъестественной силой. Они могут выковать волшебные кольца и мечи. Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику.

Эдвард Григ в своих музыкальных произведениях отразил образы природы, народные сказания родной страны. Одна из фортепианных пьес Э. Грига называется «Шествие гномов». Слово «марш» в переводе с французского означает «шествие».

http://music-fantasy.ru/files/styles/medium/public/pictures/lesson-v-skazochnoy-strane-gnomov.jpg?itok=AVF7aBB-

Послушайте пьесу  Эдварда Грига «Шествие гномов».

 
Эдвард Григ, «Шествие гномов» (слушать)

 

    - Как вам кажется, про каких гномов рассказывается в пьесе Э. Грига, про добрых или 

злых?

    - А почему вы так решили? (Музыка таинственная, иногда страшная, злая.)

   -  Почему пьеса Э. Грига называется «Шествие гномов», что такое шествие? (Музыка похожа на марш.)

Марш необычный, сказочный. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, ужимки, будто гномы прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают. Прислушайтесь, эта музыка похожа не только на марш, но и на фантастический танец.

Пьеса состоит из трёх, отчётливо различаемых частей (трёхчастная форма). Обратите внимание: начальный и заключительный разделы пьесы по звучанию совпадают. А средний раздел значительно отличается от них.

Повторное слушание пьесы Э. Григ. «Шествие гномов» по частям

Начальный раздел. Пьеса Грига «Шествие гномов» изображает причудливый марш гномов, которые двигаются пёстрой, шумной толпой, прыгая и приплясывая на ходу.

Постепенно шум и свист умолкают, шествие удаляется, последние гномы исчезают...

Начинается средний раздел пьесы. Здесь характер музыки резко меняется: звучит мягкая, спокойная, по-народному простая и выразительная мелодия.

Нежный, лирический напев этой сельской песни воскрешает в нашем воображении картины норвежской природы: чистое, как кристалл, горное озеро, скалы, отражённые в его холодных водах, прибрежный тёмный еловый бор. Но эта картина представляется нам недолго. Полная безмятежного покоя песня скоро кончается, её сменяют лёгкие, порхающие звуки, образующие подвижные, взлетающие вверх пассажи. Кажется, будто мимо нас проносится лёгкий рой воздушных эльфов, а может быть, это причудливое, игривое порхание бабочек, носящихся от цветка к цветку?

Музыка начала средней части повторяется ещё раз на несколько ступеней выше (в другом, более высоком регистре), что сообщает всей этой части ещё более прозрачный, лёгкий, какой-то невесомый характер.

Заключительный раздел пьесы является повторением первой (реприза). Исчезает картина норвежского пейзажа, снова музыка воссоздаёт фантастический танец-шествие гномов. И на этот раз шествие постепенно приближается, музыка становится громче и громче, слышится шум, топот, свист... - но потом всё постепенно успокаивается и стихает: гномы удаляются и, наконец, совсем скрываются вдали...

В конце пьесы, когда звучность затихает, гномы удаляются, внезапно раздаются два громких, сердитых возгласа, Жёсткие, угрожающие аккорды заканчивают эту сказочную пьесу.

Запомни!

 

ü  Резкая смена звучания в музыкальном произведении называется контрастом.

ü  Трёхчастная форма

 

Вопросы и задания:

1.      Почему Э. Григ назвал свою пьесу именно шествием?

2.      Какие картины возникают в вашем воображении при прослушивании среднего раздела пьесы? Что происходит с музыкальным звучанием? Как изменяются средства музыкальной выразительности?